суббота, 29 ноября 2014 г.

Многообразие путей и форм общественного развития.

Многообразие путей и форм общественного развития.

Позиции ученых в вопросе типологии обществ и цивилизаций расходятся. Одни выделяют аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество. Другие говорят о традиционной и западной цивилизации. Есть и те, кто выделяет непрогрессивный, циклический и прогрессивный типы развития. При этом непрогрессивный тип, по сути, соответствует первобытной эпохе, которую большинство ученых относят к доцивилизационному периоду развития. Циклический тип – это восточные цивилизации, а прогрессивный - цивилизации Запада.
Многообразие путей и форм общественного развития


Цивилизация:
Античная - характеристика единства национальных культур определенного региона или (и) на определенном историческом отрезке.
Цивилизованный человек - высокий уровень развития материальных благ и способов их потребления.
Цивилизованный подход:
♦ Отрицает единство всемирно-исторического процесса;
♦ Заявляет о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации;
♦ Основой этого развития считается духовная культура.

Типы цивилизации:

1. Природные сообщества (народы в единстве и гармонии с природой);
2. Восточные цивилизации (общество Египта, Индии, Китая - древние; арабо-мусульманские цивилизации; не существует проблемы конфликта отцов и детей);
3. Западные цивилизации (прогрессивное развитие; рыночная экономика; Греция, Рим, Америка(доколумбовая); современные европ. цивилизация; проблема отцов и детей).

Достоинства и недостатки цивилизационного подхода

« - »
Невозможность при его применении увидеть единую историю человечества (сравнить)
« + »
• Позволяет глубоко изучить историю конкретных народов и обществ во всем их 
своеобразии
• Ставит в центр исследования человека и его духовную жизнь
• Позволяет обратить внимание на накопления духовных ценностей, непрерывность
исторического процесса, показать взаимосвязи и преемственность национальных 
культур.

Д/з

Базис и надстройка - понятия марксистского учения об обществе, обозначающее первичную и вторичную структуру общественной формации и соответствующих конкретных обществ.

1. "Надстройка рождается базисом", "Каков базис такова и надстройка", "Изменения базиса влечет за собой и изменение надстройки", "Надстройка обладает относительной самостоятельностью"


Если изменяется и ликвидируется базис, то вслед за ним изменяется и ликвидируется его надстройка, если рождается новый базис, то вслед за ним рождается соответствующая ему надстройка.
Вот взять, например, русское общество и русский язык. В России был ликвидирован старый, капиталистический базис и построен новый, социалистический базис. Соответственно с этим была ликвидирована надстройка над капиталистическим базисом и создана новая надстройка, соответствующая социалистическому базису. Были, следовательно, заменены старые политические, правовые и иные учреждения новыми, социалистическими. 

Надстройка порождается базисом, но это вовсе не значит, что она только отражает базис, что она пассивна, нейтральна, безразлично относится к судьбе классов, к характеру строя. Наоборот, надстройка для того и создается базисом, чтобы она служила ему, чтобы она активно помогала ему укрепиться и оформиться, чтобы она активно боролась за ликвидацию старого, отживающего свой век базиса с его старой надстройкой. Стоит только отказаться от этой ее служебной роли, стоит только перейти надстройке от позиции активной защиты своего базиса на позицию безразличного отношения к нему, на позицию одинакового отношения к классам, чтобы она потеряла свое качество и перестала быть надстройкой.
Надстройка не связана непосредственно с производством, с производственной деятельностью человека. Она связана с производством лишь косвенно, через посредство экономики, через посредство базиса. Поэтому надстройка отражает изменения в уровне развития производительных сил не сразу и не прямо, а после изменений в базисе, через преломление изменений в производстве в изменениях в базисе. Это значит, что сфера действий надстройки узка и ограничена.

2. Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнёта. Оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма.

Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий, – из крепостничества, например, вырастает капитализм.


Стадиальный подход к истории

•Все народы проходят в своем развитии одни и те же стадии, но разными темпами, поэтому в современном мире сосуществуют общества, находящиеся на разных стадиях;
•Критерием выделения стадий является уровень развития техники и технологий

Д/з
Охарактеризуйте контуры современного общества:
Техногенная цивилизация, ориентированная на все возрастающее наращивание промышленного производства и господство техники над человеком, со временем разрушает как окружающую среду, так и телесное и психическое здоровье самого человека. Общее загрязнение окружающей среды и колоссальные психические нагрузки привели к тому, что современный человек уже не в состоянии обходиться без синтетических лекарств, биологических добавок, искусственных имплантантов. Интенсивное техногенное воздействие на окружающую среду наносит непоправимый ущерб биологическому разнообразию нашей планеты. 
Ежегодно на ней погибает несколько тысяч видов растений и животных, многие из которых так и не изучены биологами. Сегодня ученые говорят не просто о загрязнении воздушного и водного бассейнов отходами промышленного производства, но и об угрозе разрушения механизмов поддержания экологического равновесия в природе, т.е. об утрате ее естественной способности к самоочищению и самовоспроизводству. Ученые предупреждают о том, что современному человечеству угрожает экологический кризис.
Дальнейшие стратегии цивилизационного развития направлены не на покорение природы, переделку общества и создание нового человека, а на современное гармоничное развитие природы и культуры - генно-культурную коэволюцию. 

Индустриальная цивилизация развивает информационные технологии, позволяющие удлинить социальные связи до общепланетарных масштабов. Однако не следует забывать, что общение по компьютеру, обогащая человека информационно, может привести к его эмоциональному обеднению, притуплению чувства социальной ответственности. Виртуальное общение не способно в должной мере развить в человеке столь ценные моральные качества, как терпимость, сострадание, забота о ближнем. Поэтому неотъемлемой ценностью постиндустриального общества является живое человеческое общение, осознание несводимости человека к его разуму, интеллекту.


Комментариев нет:

Отправить комментарий